Научно-методическая работа

В условиях модернизации российского образования  роль методической работы постоянно возрастает, так как особенно актуальной становится проблема использования новых педагогических технологий, приемов и форм обучения и воспитания.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое  всю систему работы школы является методическая работа. В центре её стоит идея развития творческого потенциала учителя  и ученика.

Организация учебно-воспитательного процесса в 2017-2018 учебном году выстраивалась в соответствии с методической темой школы.

Методическая тема школы: «Образовательная среда как условие и ресурс развития творческих способностей педагогов и учащихся в условиях перехода на новые ФГОС».

Работа методического совета школы направлена на  решение задач по обеспечению уровня педагогического мастерства учителей,  созданию условий  для повышения  компетентности в области учебных предметов, методики их преподавания и внедрению новых технологий с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса. Методическая работа осуществляется через работу методических объединений учителей. В школе работают четыре  методических объединений: МО учителей начальных классов, МО учителей гуманитарно-эстетического цикла (учителя русского языка и литературы, истории и обществознания), МО учителей естественно – научного цикла (учителя математики, информатики и физики, химии, биологии, географии, технологии), МО объединение учителей английского языка и физической культуры. Деятельность методических объединений строится с учетом плана методической работы школы, опыта работы и квалификации учителей, склонностей и интересов педагогов, специфики преподавания определенных предметов. Содержание и формы методической работы определяются в соответствии с направлениями работы школы.

Основные цели методической работы:

— Обеспечить научно – методическое сопровождение реализации образовательной программы ФГОС НОО и ФГОС ООО.

— Создать условия для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития личности учащегося. 

— Оказать помощь учителям в реализации принципов инновационных и методических приемов обучения и воспитания в рамках программы развития школы.

— Внедрить в практику работы школы  результаты  исследований и достижений передового педагогического опыта.

— Создать условия для распространения опыта работы школы на разных уровнях.

Основные задачи методической работы:

—   Научно — методическое обеспечение реализации ФГОС, создание необходимых условий для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы школы.

— Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы.

Координация работы учителей-предметников по темам самообразования.

— Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучения опыта работы коллег. Содействие распространению передового педагогического опыта.

—   Обеспечение методического сопровождения работы с молодыми специалистами и вновь прибывшими педагогами.

—  Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.

— Осуществление диагностики методических затруднений педагогов, оказание им своевременной методической поддержки.

— Осуществление координации действий методических объединений по различным инновационным направлениям. 

—   Развитие и совершенствование системы работы и поддержки одаренных учащихся.

Основные направления методической работы:

— Работа с молодыми педагогами.
— Повышение квалификации учителей.
— Аттестация педагогических работников.
— Участие учащихся и учителей в различных олимпиадах и конкурсах.
— Распространение опыта работы школы.
— Разработка методических материалов.
— Обеспечение преемственности.
— Информационно-аналитическая работа.

Работа над методической темой «Образовательная среда как условие и ресурс развития творческих способностей педагогов и учащихся в условиях перехода на новые ФГОС» велась третий год.

Структура управления методической работой школы в 2017-2018 учебном году  и состав методического совета школы не изменились.

Членами Методического совета являются:

Шутова Е.В. – председатель МС
Цветкова Е.Н.  – директор МОБУ СОШ № 3 им. Ю.А.Гагарина.
Черкасова Т.В. – зам. директора по УВР.
Колоколова О.В. – зам. директора по УВР.
Цветкова В.А.  — зам. директора по ВР.
Пигарёва В.М. — зам. директора по УВР начальной школы.
Утянская С.В. —  руководитель  МО учителей иностранного языка.
Москаль И. Н. — руководитель  МО учителей физико-математического цикла.
Бондарь О. В. —  руководитель  МО учителей начальной школы.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Мероприятия, проведенные для педагогического коллектива школы:

а) тематические педсоветы:

— «Итоговый анализ школы»;

— «Политоринг как инновационное средство оценивания достижений обучающихся по ФГОС»;

— «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса»;

—  «Проектно-исследовательский метод на уроках и внеурочной деятельности»;

— Педагогические советы по допуску учащихся к итоговой аттестации и по переводу в следующий класс.

Все педагогические советы проведены в деловой обстановке, на высоком методическом уровне, в формах деловой игры, диспута, конференции.

 б) заседания методического совета (проведено 6 заседаний), на которых решались следующие вопросы:

— итоги методической работы за прошедший учебный год. О задачах и основных направлениях работы Методического Совета на 2017-2018 учебный год;

— аттестация учителей;

— утверждение планов работы школьных методических объединений;

— корректировка и утверждение списка учителей, направляемых  на курсы повышения квалификации;

— рабочие программы по предметам, программы элективных курсов, программы учащихся, находящихся на домашнем обучении, программы внеурочных занятий;

— обеспеченность учащихся учебниками;

— организация и итоги    школьного этапа предметных олимпиад;

— наставничество:  работа с молодыми специалистами;

— об использовании педагогических технологий в процессе обучения учащихся;

— творческие отчёты педагогических работников, аттестующихся в отчетный период;

— итоги учебных четвертей;

— результаты мониторинга 10-х и 11-х профильных классов;

— совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении;

— мониторинг проведения олимпиадного движения – 2017-2018 г.;

— анализ результатов пробных репетиционных ЕГЭ и ОГЭ;

— итоги проведения методических  недель;

— мониторинг ведения педагогическими работниками электронного делопроизводства (электронные журналы, размещение материалов на школьном сайте, сайт класса и т.д.);

— разработка и утверждение материалов для итогового контроля знаний;

— формирование классов с углубленным изучением отдельных предметов;

— согласование выбора УМК на 2017-2018 учебный год;

— итоги года. Планирование работы школы на 2018-2019 учебный год.

в) теоретические и практические семинары:

— «Повышение качества образования — главная задача образовательного учреждения. Анализ и перспективы развития»;

—  «Средства современного урока в условиях реализации ФГОС»;

— «Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности»;

Пед. консилиум:

«Адаптация ребенка младшего школьника при переходе со ступени начального общего образования на основное»

— Психолого – педагогическое сопровождение  низкомотивированных и неуспевающих обучающихся;

— Мастер-классы по теме «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ» (учителя, работающие в 9-11 классах).

— «Повышение интеллектуального уровня учащихся через развитие их творческих способностей»  (работа с высокомотивированными учащимися). Формирование Базы данных одаренных детей.

—  Открытые  уроки  в 6 -7 классах  («ФГОС – в действии»). Мониторинг учащихся 6 -7 классов (с целью формирования классов с углубленным изучением предметов).

 г) круглый стол: 

Нормативно – правовые документы, методические рекомендации, обеспечивающие   правовое поле  образовательного  процесса.

«Использование в учебном процессе интерактивных средств обучения».

д) творческие микрогруппы работали по темам:

— «Интерактивные доски. Как построить процесс обучения, оптимально используя интерактивную доску?»;

— «Интересы и потребности современного подростка»;

— «Формирование гражданственности ученика на уроке»;

— «Самоопределение личности школьника в предпрофильном и профильном

обучении»;

— Опыт работы учителей 5-7 классов по реализации ФГОС.

е) педагогический консилиум:

«Адаптация школьника при переходе в классы с углубленным изучением отдельных предметов».

Работа Методических объединений в 2017-2018 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.